Статьи

Возвышение Римско-Католической кафедры и ее взаимоотношения с Константинополем. Падение Византийской империи. Жизнь Римско-Католической Церкви до Реформации (1054 - 1517).

При правящей династии Каролингов (750 - 850 гг.) (см. историческую справку за февраль - "История Христианской Церкви в IV - XI веках") религиозная жизнь Западной Европы пошла по новому руслу. При Карле Великом франкская держава расширилась за пределы прежней Западной Империи и начала развиваться папская идея, основанная на труде Августина "О Граде Божьем". Одушевленная ею группа лиц, выдвинула на кафедру св. Петра Николая I (858 - 867), ярко высказавшего и попытавшегося осуществить папский идеал: "Не люди и не соборы положили краеугольный камень всего социального и политического строя - папство, а воля Божья <...> Слова и дела папы - слова и дела Божьи. Власть папы, живого Закона, неограниченна и вездесуща. Соборы и епископы, члены единого тела, душа которого папа, - орудия папы. Но и государи должны быть послушными слугами его, терпеливо, как Иов, снося налагаемые им наказания" (цитируется по изданию Л. П. Карсавин. Культура Средних Веков. - Киев, 1995. - стр. 78). Этот период отмечен также культурным и творческим расцветом франкской земли. Общество увлекалось образованностью и культурной жизнью. Ко двору привлекаются богословы и философы. Основывается ряд епископских, монастырских и церковно-приходских школ (в XIII в. преобразованных в Университеты); преподавание, ведшееся в рамках "тривиума" и "квадривиума" - средневековой классификации наук, освященной авторитетом Алквина, заключалось в чтении и комментировании трудов Доната, Цицерона, Марциана Капеллы, логических сочинений Порфирия и Аристотеля и особенно - сочинений Боэция. Энциклопедическое по заданиям, оно было ориентировано к религиозным вопросам и формальному усвоению диалектики. Реймская школа, где преподавал знаменитый Герберт, собирает учеников из Франции и Лотарингии. В Шартр - влечет слава Фульберта, где "жадно пил падавшие с его уст, как капли меда, золотые слова" Адельман Льежский (Цит. по: Л.П. Карсавин. Культура средних веков. - стр. 99). Ученик Фульберта Ламберт преподает в Париже; другие восстанавливают захиревшую в Х в. Анжерскую школу, посещаемую англичанами. Ланфранк основывает школу в Нормандии, в Бек; Ансельм покрывает славой Ланскую; Бернгар развертывает блестящее преподавание в Type. Уже пользуются известностью школы в Орлеане, Периге, Пуатье, монастырские школы во Флери, во главе которой стоит Аббон, и Клюни. Раннее всего в Германии, в аббатствах и школах которой находят себе приют питомцы каролингского ренессанса, обнаруживаются признаки более глубокого, задушевного постижения религиозных проблем, преодолевающего внешний формализм и возрождающего мистику внутреннего чувства. Одной из задач каролингского возрождения было женское образование. В связи с этим особенное культурное значение приобретают женские монастыри. В Нижней Саксонии под влиянием возникшего при каролингах Херфордского монастыря расцветает Гандерсхмейское аббатство, в школу которого в начале правления Оттона I вступает Ротсуита. Жена Карла Лысого Херментруда привлекает ко двору Эриугену, подлинного богослова и философа всего .каролингского ренессанса, непонятого своими современниками. Эриугена, сочетая христианско-платоновскую философию Востока с идеями Августина, развил грандиозную систему, единством своим превосходящую новоплатонизм. Развивается культ рыцарства с поклонением Прекрасной Даме, и воспеванием ее в поэзии. Развивается светская литература, в которой начинают появляться исторические, а позже и бытовые сюжеты. Национальное чувство находит себе выход в легендах о короле Артуре и его рыцарях "круглого стола". Черты новой мистики сказываются в светской духовной культуре, в поэзии трубадуров, например, в фантастических приключениях и любви героев. Рождаются образы "вечных любовников" - прекрасной Изольды и Тристана.

Сами собой объединяются и становятся живыми организмами местные церкви Франции, Англии, Германии. В то же самое время стихийно, около Рима сплачивается вся церковь, стараясь преодолеть свое разнообразие. Тяга к единству приводит к новым попыткам богословского синтеза в грандиозных трудах Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры. Глубокое убеждение в единстве Града Божьего, как единстве истинной веры и истинного знания, руководит схоластиками. Эта единая истина христианства должна принять в свою систему античную мудрость Платона и Аристотеля. При папе Григории Великом (540 - 604 гг.) в общих чертах закончился процесс уподобления церкви государству и обществу. Папский двор стал напоминать императорский. Наладились управление церковными землями и организация на них хозяйства под контролем особых чиновников. Силою вещей толкаемые в политику, папы временами выступали как политические вожди Италии, приобретая навыки, традиции и влияние прежней императорской власти. Понемногу восстанавливалось и потрясенное распадением империи и варварскими передвижениями единство западной церкви. Католические церкви даже в арианскихереси Ария см. материал предыдущей выставки) государствах начали склоняться перед авторитетом римской в вопросах догмы, обряда, церковной дисциплины и управления. К XI в. относятся крайние проявления аскезы, свидетельствующие о новом подъеме религиозности, и начало практик индульгенций. В Византии же не отдавали себе отчета в том, что запад давно вышел из состояния анархии и раздробления. "Византия проглядела рождение нового мира, сильного своей молодостью и еще неиспользованной энергией, которая должна была излиться при первой возможности" (А. Шмеман. Исторический Путь Православия).

Беспокойное движение феодального мира, походы французского рыцарства за пределы Франции и набеги осевших в Италии норманнов на земли Византии завершают Крестовые походы (XI - XIII вв.), которые отразили собою все стороны сложной и бурной средневековой жизни. Они дают выход избытку населения и колонизаторскому движению. Наконец, они тесно связаны с торговыми сношениями итальянских городов и всего средиземноморского побережья. Тем не менее, основным мотивом крестовых походов является религиозный, внешне сплетенный с паломничеством в Святую Землю и просьбами Византии о помощи против мусульман. Прекрасной Дамой рыцарей становится Богоматерь; Ей посвящают свои жизни крестоносцы, с Ее именем на устах гибнут они в битвах с мусульманами, освобождая Гроб Ее Сына.

В 1204 г., во время Четвертого крестового похода, под ударами крестоносцев пал Константинополь. До определенного времени Восток и Запад шли каждый своей дорогою, развиваясь отлично друг от друга, и это происходило бесконфликтно вследствие некоторого безразличия и недостатка контактов. К 1054 году положение изменилось. Средиземноморье вновь стало важнейшим путем в Западную Европу. Связи с Константинополем неизбежно становились более тесными. По мере развития этого процесса разногласия между Церквями обострялись и потребность в реальном, а не номинальном единстве становилась все более неотложной. На Западе единство всегда рассматривалось в терминах дисциплины, послушания и единообразия. К середине XI века римские папы стали проявлять беспокойство относительно своей власти в Западной империи, все же, хотя сохранить хорошие отношения с греками. Позиция пап к 1054 сводилась к поддержке папой греческого императора в обмен на подчинение ему греческой (константинопольской) церкви. Это предложение никогда не имело реальных шансов на успех. Как бы восточный император ни стремился получить деньги и помощь Запада в обмен на подчиненное положение Восточной Церкви, он не мог передать свою церковь Риму. Восточная Церковь была могущественным самостоятельным институтом, со своими богословскими традициями, имела широкую поддержку мирян. Именно разграбление Константинополя в 1204 г. крестоносцами и создание ими на месте столицы Византии Латинской Империи стало настоящим разрывом между Восточной и Западной Церквями. "Крестоносцы принесли не мир, но меч, и меч этот рассек христианский мир" (С. Рансиман, цитируется по изд.: М. Тоттон. Лекции по истории Церкви. - М., 1997 - стр. 117). "Латинство" на Востоке, "греки" на Западе стали синонимом зла, ереси, вражды, ругательным словом, хотя в последующие годы многократно обсуждались пути восстановления единства Церкви. В 1439 г., чтобы спасти гибнущую под натиском мусульман византийскую империю, во Флоренцию прибыли греческие послы, уполномоченные императором покориться Риму. Греческие иерархи, кроме одного представителя - Марка Ефесского подписали унию, согласно которой Святой Дух имеет "сущность и реальное существование равно от Отца и от Сына", и слово filioque законно и с полным основанием было добавлено к Символу веры. Было также признано, что папа является "истинным викарием Христа, обладающим всей полнотой власти, данной ему Господом нашим Иисусом Христом через св. Петра, для того чтобы окормлять, править и управлять Вселенской Церковью" (цитируется по изд.: М. Тоттон. Лекции по истории Церкви. - стр. 90). Когда греческая делегация вернулась в Византию, она почти сразу же отвергла вынужденную унию. Формальный Союз Церквей торжественно провозглашенный 12 декабря 1452 г. во Флоренции явился "духовной катастрофой Византийской Церкви" (А. Шмеман. Исторический Путь Православия. - Париж, 1989 - стр. 300). Не прошло и шести месяцев, как Константинополь пал, а с ним и вся империя. Патриарх Объединенной Церкви бежал в Рим. Империя, ради которой иные политики готовы были жертвовать Православием, перестала существовать. "Византийский период в истории христианской церкви, начавшийся с отчуждения между Востоком и Западом, закончился полным разделением - отныне православный Восток непроходимой стеной отделился от римского Запада. Православие* окончательно становится "восточным"" (А. Шмеман. Исторический Путь Православия. - стр. 301).

Крестовые походы были направлены преимущественно против мусульман. Ради победы над исламом Церковь изменила и прежние представления об идеале монашества, поскольку отныне разрешалось создавать монашеские рыцарские орденамонашестве далее выставка в августе - "Монашество" и в сентябре - "Христианская миссия"), целью которых было сражаться во имя христианства.

К концу XI в. были созданы все структуры, лежавшие в основе Западной Церкви до XVI в. Некоторые историки называют период с 1054 г. по 1300г. "первой реформацией", т. к. в этот период в Церкви были осуществлены кардинальные реформы.

В 1348 г. Западную Европу поразила пришедшая с Востока чума, прозванная "черной смертью"; это бедствие, которое коснулась всех сфер человеческого бытия, привело людей к мысли о бесполезности и бессилии тогдашних социальных институтов, и нанесло ущерб образу Церкви как Всемогущей.

Многие европейские страны в XIV в. превратились в национальные государственные образования. Наблюдалась тенденция к переходу в руки монархов власти над национальными церквями.

В 1309 г. папа с двором переезжает из Рима во Францию, в Авиньон, где резиденция римских пап находилась в течении 70 лет (1309 - 1378 гг.) - период так называемого "авиньонского пленения" пап. За это время в Европе произошли кардинальные измененя, состоящие, главным образом в усилении светской власти и нарастающего антипапского движения. "Папство впало в зависимость от Франции, причем избавиться от нее впредь так и не удалось. В начале XIV в. Англия была в состоянии войны с Францией и отождествляла с ней папство, а, следовательно, и Церковь как всемирный институт. Тогда часто говорили: "Папа - француз, но Иисус Христос - англичанин"" (М. Тоттон. Лекции по истории Церкви. - стр.145). То есть, папство не ассоциировалось ни духовно, ни физически с престолом св. Петра, на власти которого Церковь была основана как на камне. И хотя "недавние исследования окончательно показали, что большинство авиньонских пап было честными людьми, предпринимавшими серьезные попытки реформ как в курии, так и в Церкви в целом, создавшие административную и финансовую систему, которая превосходила все, что было в других европейских странах" (М. Тоттон. Лекции по истории Церкви. - стр. 146), современники, как, например, Петрарка и св. Екатерина Сиенская, резко критиковали авиньонских пап. Следствием такого положения явился последовавший после 1378 г. раскол, длившийся 39 лет, во время которого Католическая Церковь имела двух и даже трех пап одновременно.

В XIV - XV вв. Италия переживала бурный расцвет культуры и искусства - эпоху, которая позднее была названа эпохой Возрождения, связывающая Средневековье и современный мир. В Возрождении находятся корни гуманизма, который оказал плодотворное влияние на Церковь. Гуманистическое движение возникло в Италии. Руины древнего города обращали мысль к былой славе Рима, сочетаясь с напряженной любознательностью и огромной энергией итальянцев. Приоритет гуманистов состоял в том, что человек должен исследовать опыт людей, изучая произведения авторов классической Греции и Рима. Критически исследовались и заново переводились тексты Священного Писания. Было изобретено книгопечатание. С появлением новых промышленных методов производства бумаги печатные станки стали более дешевыми и удобными. Одно это изобретение способно было изменить положение Церкви в западном обществе: книги, которые прежде были предназначены практически только для духовенства, сразу же стали доступны всем, кто был готов научиться читать. Гуманисты влияли на другие области светской деятельности - искусство, музыку, торговлю, предпринимательство. Они критически выступили против клерикализма Церкви (попытка Церкви контролировать все стороны жизни), подчеркивая, что каждый человек призван жить полной христианской жизнью, и в этом гуманизм много дал движению Реформации; в последствии, она привела к расколу Римской Церкви и к основанию нескольких церквей, независимых от папства, причем каждая их них претендовала на то, что именно она является подлинно христианской (см. выставку, запланированную на июнь - "Реформация").

"Рост "индивидуализма", т. е. самоопределения и, следовательно, противопоставления себя всему внешнему: традиции, форме, миру, рост осознающей себя в богатом разнообразии жизни личности является существеннейшим моментом в процессе творческого саморазложения средневекового общества. Личность осознает основы жизни в себе самой и как свои, получая благодаря этому "свободу" к их дальнейшему развитию <...> Как империя - Град Божий вырождалась в империю - мировую державу, как папство - религиозная сила стремилась стать силою политической, так идеал религиозной любви перерождается в идеал любви земной..." (цитируется по книге: Л. П. Карсавин. Культура Средних Веков. - Киев, 1995.-стр. 184).

В XIV - XV вв. внутри Западной Церкви назрела потребность реформ. Особо важную роль в подрыве папской власти с начала XIV в. начали играть индульгенции. Теологической основой индульгенций являлось учение, в соответствии с которым, папа, как преемник св. Петра может использовать неиссякаемый источник милосердия Христа, Богоматери и святых для освобождения всех грешников, в том числе - уже покаявшихся, от грядущего наказания. Папы и теологи всегда утверждали, что индульгенции связаны с наказанием, которое влекут за собой все греховные деяния. Но язык церкви часто оставлял людей в смятении, и многие считали индульгенции чем-то вроде талисмана или пропуска на небеса. "История индульгенций в 1095 - 1500 гг. показывает, что примерно до конца XIII в. они имели определенно положительное влияние на нравы и моральный дух. Бремя страха перед загробным возмездием, под которым жил весь западный христианский мир, несколько облегчалось; являлась надежда на то, что власть, переданная Богом Церкви, и прежде всего - Его наместнику на земле - папе, простирается в вечность." (М. Тоттон. Лекции по истории Церкви". - стр.142) Но в XIV в. светские правители уже получали индульгенции из соображений политической пользы, как награду за союз или послушание. К 1344 г. злоупотребления папской властью еще более возросли. Индульгенции, ассоциировавшиеся в начале средних веков с надеждой и доверием, стали восприниматься со смущением, а в конце рассматриваемого периода - с недоверием. Не располагало к папам и состояние института инквизиции на тот момент. В 1208 г. во время крестового похода против альбигойцев обычным способом испытания был так называемый "суд Божий" (испытание огнем и водою), принесший огромное число жертв. "Через несколько лет Иннокентий III отменил испытание огнем и водой и основал инквизицию - институт, который, по его замыслу, должен был стать более гуманным инструментом борьбы с ересью. Развиваясь, инквизиция со временем стала коррумпированной. Необходимо помнить, что светские правители еще с XI в. сжигали на кострах не склонных к безусловному подчинению, в то время как Церковь выступала против смертной казни" (М. Тоттон. Лекции по истории Церкви. - стр. 114), что не помешало, например, в 1431 г., 30 мая, инквизиции публично сжечь Жанну Д'Арк. Через двадцать лет процесс над ней был пересмотрен и после реабилитации в Орлеане был установлен местный праздник в ее честь, а в 1910 г. папский престол санкционировал причисление ее к лику святых, тем самым, исправив ошибку почти пятисотлетней давности.

Во время попыток выйти из послеавиньонского тупика по Церкви прокатилась волна Соборов, был принят ряд декретов, в которых утверждалось, что власть Собора исходит непосредственно от Христа, что позволяло Собору требовать повиновения от всех, включая папу. Но избранный папой римлянин Оттон Колонна, принявший имя Мартина V, сразу же дал понять, что любая радикальная реформа не входит в его планы. И к 1449 г. эпоха Соборов и соперничающих пап завершилась. Легкость, с которой Мартин V восстановил верховенство папства, показывает, насколько сильным был этот институт в политическом сознании эпохи. Тем не менее, папские притязания на верховную власть, в Церкви и обществе были впервые оспорены разными представителями общества. К XVI в. Католическая Церковь, ограничиваясь позицией обороны, не соглашалась на реформы, вырвавшиеся через несколько лет и ставшие, как показала история, неподвластны ей.

Сайт управляется системой uCoz