Статьи

Символика христианской архитектуры

"В храме... все сплетается со всем...Вспомним о пластике и ритме движений священнослужащих, например, при каждении, об игре и переливах складок драгоценных тканей, о благовониях, об особых огненных провеиваниях атмосферы, ионизированной тысячами горящих огней, вспомним далее, что синтез храмового действа не ограничивается только сферой изобразительных искусств, но вовлекает в свой круг искусство вокальное и поэзию, - поэзию всех видов, сам являясь в плоскости эстетики - музыкальною драмой. Тут все подчинено единой цели, верховному эффекту катарсиса этой музыкальной драмы, и поэтому все, соподчиненное тут друг другу, не существует, или по крайней мере ложно существует, взятое порознь." (о. П. Флоренский "Иконостас". - СПб, 1993).

Язык архитектурных форм христианского храма можно уяснить лишь рассматривая Храм в его идее - как плод Домостроительства Божия - на основании Священного Писания и творений Святых отцов Церкви.

Храм знаменует Вселенскую Церковь Христову, он имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света, равновеликие, поэтому - храм кубической формы. По взгляду древних литургистов кубический или четырехугольный храм есть образ мира, и каждая стена его должна соответствовать одной из четырех сторон света и, по соответствующей символике, соответствовать той или другой области церковной жизни.

Библия говорит, что рай был на Востоке (Бытие, 2, 8). Древние христиане устраивали алтарь, перед которым молились, всегда к востоку, для того чтобы помнить, что с явлением Христа в мир для них взошло солнце правды. Алтарь храма соответствует райской области. Алтарь значит высокий жертвенник или жертвенник на высоте. Идея высоты или восхождения в христианском храме выражается в том, что весь храм строится на возвышенности, или алтарь возвышается на несколько ступеней над остальным пространством пола. Мысль, что алтарь есть образ области небесного - райского блаженства выражается в наименовании врат алтаря - царские, а в древности они назывались райскими. Также, идея алтаря - рая подтверждается и литургически. Так, когда "вначале вечернего входа отверзаются царские двери, то этим показывается, что рай преступлением Адамовым долго был затворен, а ныне чрез пришествие Христово не только рай отверзеся, но и небо" ("К свету".- N17. - стр.29). Вхождение с Евангелием (из алтаря) на середину храма означает пришествие Сына Божия в мир. Середина храма представляет собою все земное пространство, где обитает Вселенская Христова Церковь, в ее целом. Если схему вселенной представляет архитектурная форма куба, то Вселенскую Церковь изображают росписи на всех четырех стенах этого куба - храма. Содержание этих росписей - события Евангельской и Апостольской истории и Вселенские Соборы.

Отделяющий середину храма от алтаря иконостас символически изображает "границу между миром видимым и невидимым" (о. П. Флоренский). На нем изображаются представители Вселенской Церкви в перспективе всей ее истории - Ветхого и Нового Завета. (Подробно об иконостасе см. в приложении - у Л. Успенского из кн.: "Богословие иконы Православной Церкви". - М., 1989).

На середине храма стоят четыре столба; на них изображаются те представители Вселенской Церкви, которые распространили, просветили и утвердили ее словом, образом и подвигами своей жизни, именно: Апостолы, епископы, мученики, подвижники. Они-то именно столпы Церкви.

Соответственно четырем углам храма, где опираются арки свода, точнее в парусах, помещаются изображения четырех Евангелистов, показывая тем самым, что с четырех стран света веет Дух Божий, истинно оживотворяющий Вселенскую Церковь через четыре Евангелия.

Над четырьмя стенами храма возвышается свод в виде купола - полусферы - он является подобием неба над землей.

Храм есть образ вселенной, а вместе - и Вселенской Церкви Христа, которая есть Тело Его, а Христос есть ее Глава. Христианское искусство - художники и архитекторы выразили эту мысль каждые по-своему - иконописцы поместили изображение Христа в куполе, представляя Христа Вседержителя и Христа - Главу Вселенской Церкви. Русские зодчие поместили на плечах и шее храма главу, что придало русским храмам удивительное своеобразие, еще более отвлеченный вид и символическое выражение Церкви, как тела Христова, имеющего главу - Христа.

С глубокой древности на Руси было известно четыре основных типов храма: многоглавые, шатровые, "столпообразные" ярусные и "безстолпные" "огненные" храмы. Четыре основных русских типа храма настолько индивидуальны по своему образу, что позволяли создавать сложнейшие городские, кремлевские и монастырские ансамбли с неповторимыми силуэтами и сочетанием церковных построек.

Базилика (от греч. Basilike - царский дом) - вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (б.ч. нечетное кол-во) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний, главный неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом Б. - поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по ширине нефа - полукруглый выступ (апсида), крытый куполом. В Др. Риме Б. Служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем Б. Стала одним из осн. типов христ. храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готич. арх-ре; применялась также в архитектуре Возрождение и барокко.

Архитектура церковная - первоначально христ. Храмом было любое подготовленное для собрание помещение (Мк 14, 15; Лк 22,12). Позднее христиане использовали для собраний катакомбы - обширные подземелья Рима и др. городов империи, а также виллы - жилища зажиточных христиан. Помещения в катакомбах делились на три основных категории: кубикулы - небольшие помещения с захоронениями в стенах и полу, часовня; крипты - храм средней величины; капелла - довольно просторный храм с алтарной частью, в центре полукружия которого помещалась гробница мученика, служившая престолом. В настоящее время капелла (итал. - часовня) - небольшое культовое сооружение для частных богослужений, молитв и хранения религ. реликвий в кат. и англик. Церквах. Наземные христ. Храмы появились в 3 веке, а особенно распространившиеся с 4 в., бывают двух типов: базиличного и купольного. Б.: Романский и готический. Романский (римский): арх. Стиль 11-12 вв., основанный на типе базилики в форме креста, характеризуется более толстыми стенами, сводчатым, а не плоским потолком, под храмом подземная часть - крипта. По углам - 4 башни. Готический (герм. племя готов) - стиль 13-15 вв., характеризуется большими размерами, каркасной конструкцией, в основе которой лежит стрельчатая (готическая) арка. На гл. фасаде - 2 башни.

Материалы к обзору богословской символики христианского храма подготовлены на основе изданий: "К Свету: Символика русского храмоздательства. - Вып. 17"; "Азбука Христианства". - М., 1997; "Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Книга 1. А - М". - М., 1986.

Текст подготовлен Н. А. Румянцевой.

Сайт управляется системой uCoz