Статьи

Символика русского храма

Историческое развитие формы христианского храма привело к тому, что на Западе и на Востоке эта форма стала принципиально отличаться от бытовых построек, т.е., храм - это место, посвященное Богу, где происходит литургия и жертвоприношение Богу, место, точка соединения Церкви Земной и Церкви Небесной, храм - как прообраз Царствия Небесного. Все эти особенности церкви как здания и обусловили архитектурную непохожесть храмовых построек и в западной и в восточной традиции. Но если в Западной Европе храмовая форма постройки сохранилась в форме базилики, то в восточной Европе, особенно в России, базилика явилась лишь основой для дальнейшего самостоятельного архитектурного творчества.

Почему православный храм принял столь необычную форму, даже "экзотическую" для западного глаза?

Обратимся к истокам осмысления в христианском богословии идеи храма.

Исходное определение основной идеи храма есть его наименование - Церковь. Церковь как Царство Христово по своему историческому назначению должна включать все народы мира, т.е. Церковь как архитектурная идея должна представлять образ мира, и само здание церкви является образом Вселенной.

Храм имеет четыре стены, соответствующих четырем сторонам света. В древней космографии образом, моделью Вселенной является куб.

Алтарь в храме возвышается над полом, выражая идею жертвенника - алтаря. Это тоже древняя идея, когда народы любили ставить жертвенники на возвышенных местах, приближая их и себя к небу, к Богам - небожителям. Жертвенники ставили на Востоке, там, где восходит солнце. Эта идея предвосхитила христианское отношение к Христу как Солнцу Правды.

Середина храма представляет собою все земное пространство, где обитает Вселенская Христова Церковь. По-гречески кафоликон, икумена, т.е. Вселенная. Эта идея развита в литургической практике, когда священник выходит из алтаря с Евангелием на середину храма - это символизирует пришествие Сына Божия в мир.

Иконы и фрески в храме изображают историю Вселенской Церкви в ее перспективе. На стенах храма помещаются важнейшие события Евангельской и Апостольской истории и Вселенские Соборы.

Та же идея Вселенской Соборной Церкви заключена в иконостасе. В классическом иконостасе пять рядов, они представляют собой в исторических лицах Ветхий и Новый Завет.

Первый, верхний ряд - лица отдаленнейших времен, ближе стоящие к райской жизни: Адам, Авель, Ной, Авраам.

Второй ряд - лица, стоящие под Законом - это вожди, первосвященники, цари, пророки.

Третий ряд - лица Апостольской и Святоотеческой Церкви, молящиеся перед Иисусом Христом за всех людей и мир.

Четвертый ряд - События Евангельской истории.

Пятый ряд - местные, почитаемые иконы Иисуса Христа, Богородицы, Святые.

На середине храма обыкновенно стоят четыре столба, на них изображаются те представители Церкви Вселенской, которые распространили и утвердили веру подвигом своей жизни: Апостолы, епископы, мученики, подвижники - столпы веры.

Соответственно, на сводах арок, которые опираются на эти четыре столба - парусах - помещаются изображения четырех Евангелистов.

Над четырьмя столбами возвышается свод - купол над средней частью храма является подобием неба над землей. Когда еще не было свода, молящиеся стояли под открытым небом и мысленно созерцали Бога Вседержителя. На куполе храма пишется лик Христа Вседержителя, иногда только голубой купол со звездами.

Христос - глава Церкви. Христианское искусство, православное, в частности, выразило эту идею в куполе. По-русски - купол храма, с внешней стороны так и называется - глава, а глава с крестом символизирует то, что Христос - Глава Вселенской Церкви.

Посмотрим теперь на православный храм с внешней стороны.

Восточная архитектура сильно изменила базикальные здания:

Так сложился новый центричный тип храмов, очень распространенный в восточном православии. Православный храм заимствовал идеи у построек, возникших в Палестине над святыми местами, в частности, круглой ротонды над Гробом Господним. Ротонда располагалась над погребальной усыпальницей. Поэтому, элемент ротонды реализовался в купольном завершении храма - барабане. А проекция барабана есть круг - символ вечности, безграничность Вселенной, глубоко выражающий эту идею.

В русском православном храмостроительстве есть четыре основных типа.

1. Многоглавые храмы. Числа имеют свою символику, и количество глав у храма имеет богословское объяснение:

2. Известный тип на Руси с древнейших времен - шатровый. Эти храмы обычно посвящали Богородице.

3. со второй половины XVII в. широкое распространение получает еще один древний тип храма - ярусный. Ярусы храма символически отражают связь Земной Церкви с иерархией Церкви Небесной, восходящей к Престолу Божию. "Много званных, но мало избранных" - уменьшается число восходящих.

4. В XV в. появились на Руси, стали главными и излюбленными "огненные" храмы, завершающиеся полукруглыми треугольными и пламевидными кокошниками. Исторически сложилось, что первые "огненные" храмы стали строиться в память крупных исторических событий.

Венец древнерусской архитектуры - Троицкий Собор ("Покров на рву") на Красной площади, в народе названный Храмом Василия Блаженного, соединивший все русские типы храмов.

Храм - это образ мира, Вселенной, обоженной Богом, преображенной Богом, Собор всей твари. Это выражается в декоративном убранстве храмов. На стенах, в орнаменте изображаются животные, цветы (Димитровский Собор во Владимире).

Текст подготовлен Н. А. Румянцевой.

Сайт управляется системой uCoz