Статьи

Богословие иконы Православной Церкви
(Краткая справка)

С момента своего основания Церковь стремилась к тому, чтобы ее искусство воспитывало верующих в том же направлении, что и богослужение, то есть передавало им ее учение и освящало их присутствием благодати Духа Святого. Другими словами нужно было такое искусство, которое отражало бы на земле Царство Небесное и сопровождало бы верующих в их жизни, как частица Церкви в миру.

"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца." (Иоанн, 1, 14). Вся иконография Спасителя строится на этом основополагающем понятии Боговоплощения. Уже в первые века христианства существовали изображения и словесные описания Христа. Следовательно, и Предание, и исторические документы свидетельствуют нам о существовании изображений Спасителя уже в Апостольские времена. Однако, первохристиане, столь бережно сохранившие слова, слышанные ими из уст Спасителя, не сохранили ни одного из Его изображений. Причин этому несколько: во-первых, существование первых христианских общин в языческом окружении с его идолопоклонством вело к тому что христиане хотели себя обезопасить от этого соблазна; во-вторых, первые христиане жили эсхатологическими ожиданиями пришествия Спасителя и Страшного Суда, это отодвигало на второй план заботу о сохранении Его облика; и в-третьих, в этот период еще не было оформлено церковное искусство, не были выработаны каноны - способы изображений, не было понятия иконы, как общецерковного, соборного делания. Скорее, в то время использовали символическое христианские изображения: рыбу, якорь, феникса, виноградную лозу, агнца, - которые были понятны зрителям. Сам Христос изъяснял народу Тайны Царства Божия в причтах, которые легко воспринимались и усваивались слушателями.

Выработка особых правил иконописи - канонов - состоялась на Шестом и Седьмом Вселенских Соборах (см. историч. справку).

Иконография Спасителя была основана и развита на догмате Боговоплощения: Бог воплотился, чтобы человек обожился.

Темой икон являются: Иисус Христос и события Священной Истории, Богородица и Святые.

Из всего многообразия изображений Господа Иисуса Христа традиционно выделяются следующие основные иконографические типы: "Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа" (или "Спас Нерукотворный"), "Господь Вседержитель" (или "Пантократор"), "Господь на престоле", "Спас в силах", "Спас Иммануил".

Изображения Богородицы тоже можно разделить на несколько основных типов: "Одигитрия" (что означает "Путеводительница"), "Умиление", "Оранта" (изображение человеческих фигур в молитвенной позе в полный рост), и "Знамение".

Икона имеет право называться священным изображением, если на иконе надписано именование изображенного и когда икона освящена в храме.

Россия, приняв греческое православие в XI веке, приняла и традицию иконописных изображений - канонов, привнеся и обогатив мировое искусство собственными достижениями. Сложились и развились различные иконописные направления и школы, из которых наиболее известными являются: Новгородская, Псковская, Московская - с которой связывают имена великих иконописцев конца XV - начала XVI веков: Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

"В наше время вникнуть в суть догмата иконопочитания - значит осмыслить и саму икону не только как предмет молитвы и украшение храма; это значит осмыслить то, что она несет в себе, уяснить ее созвучие современному человеку, осмыслить свидетельство духовного опыта, передаваемого из глубины православия, непреходящее значение христианского откровения" (Л. А. Успенский "Богословие иконы Православной Церкви". - М., 1989).

Текст подготовлен Н. А. Румянцевой.

Сайт управляется системой uCoz