Статьи

Вселенские Соборы. Символ Веры. Иконоборчество. Раскол между Восточной и Западной Церквями (313 - 1054).

Миланский эдикт (313 г.), установивший "равенство всех религий и свободное право каждого гражданина следовать беспрепятственно какой угодно религии", стал начальным этапом коренного изменения в положении Христианской Церкви. Император Константин I (306 - 337), оставаясь поначалу верен принципу равноправия исповеданий, склонялся к христианству, и в числе ближайших людей держал христианских епископов; Церковь, пытаясь охватить все население империи, добивалось все новых прав и привилегий. Христианство постепенно становится привилегированной религией, а в конце жизни Константина, и особенно при его преемниках, господствующей.

Период в Церкви с IV по XI века принято называть эпохой Вселенских Соборов. В первые три века истории христианства передвижения епископов были затруднены из-за непрекращающихся гонений на христиан. С IV же века этих препятствий уже не было, стали созываться поместные и Вселенские Соборы. На Вселенских Соборах обсуждались нужды, потребности и интересы всей Церкви, они созывались не митрополитами и патриархами, а императорами Римской Империи. Союз Церкви с государством обнаруживал не только доброе влияние на жизнь их обоих, но и нежелательные последствия для Церкви. И, хотя христианское учение разделяло "кесарево" и "Божие", "исторические обстоятельства и характер наций далеко не одинаково дали возможность провести в реальную жизнь этот принцип" (М. Поснов "История Христианской Церкви" стр. 262). Вселенские Соборы не только созывались императорами, но их постановления, собранные позже в канонические сборники, утверждались императорами и приобретали статус и силу государственных законов.

Причиной созыва I Вселенского Собора явилась ересь Ария. Сам Арий, ливиец, получил церковное образование в Антиохии у христианина Лукиана, умершего впоследствии мученической смертью. На публичном диспуте по поводу формулы, выдвинутой епископом Александром "Святая Троица есть в Троице единица", Арий резко возражал против таковой, открыто высказывая свое учение о тварности Сына Божия. Проиграв публичный диспут, и, несмотря на запрещение проповедывать свое учение, в котором усмотрена ересь, Арий приобретает множество сторонников. Его противостояние митрополии получает широкую огласку. Император Константин решает вмешаться в церковный спор, чтобы примирить враждующие стороны, и в 325 году, в Никее, император Константин созывает I Вселенский Собор, так называемый Собор 318 Отцов (по количеству участников). В ходе работы Собора был отвергнут символ веры сторонников Ария; тогда же Евсевий Кессарийский предлагает свой вариант, который позже явился основой Никео-Константинопольского (Царьградского) Символа Веры. Арий и его учение были преданы анафеме. После заключения Собора, за обедом, на котором присутствовали все никейские отцы, Константин, обращаясь к ним, произносит фразу, определившую отношения Церкви и государства на многие века: "Вы - епископы внутренних дел Церкви, а я поставленный от Бога епископ внешних дел".

I Вселенский Собор утверждал высокие права римского епископа наряду с другими тремя митрополитами - Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским (позже - Константинопольский). Укреплению власти римского папы на Западе, и распространению его влияния на востоке сильно помогали: 1) его положение в древнем Риме, столице всемирной империи; 2) сознание? что Рим есть место кончины двух великих апостолов и погребения их; 3) теория о примате апостола Петра в Церкви, унаследованная от него епископом Римским.

В царствование императора Константина, прозванного Великим, в жизни Церкви наступает новый период. Греко-римская империя становилась христианской. В IV веке христианство распространилось, и отчасти укрепилось в следующих пунктах: в Восточной провинции - Малая Азия, Сирия и Египет; при Константине Великом христианство распространилось в Ефиопии, Иверии и даже Индии; многочисленные и влиятельные общины встречаются и на Западе - в Италии, Африке, Риме и Карфагене, в Испании и Галлии. Распространение христианства вне границ Римской Империи - у Германцев, Франков, Бриттов, Славян - произошло позже, в связи с великим переселением народов, положившим начало "средним векам" и новым государствам.

11 марта 330 года на берегах Босфора императором Константином была основана новая столица - Константинополь - на месте прежнего города Византии. Естественно, епископ прежней Византии, ставший теперь столичным, чрезвычайно возвысился в своем значении, что явилось в последствии причиной политических и богословских разногласий между митрополиями.

Святой Константин построил много храмов в Палестине, на местах главных евангельских событий. В это же время устанавливается и большинство главных церковных праздников и, в основных чертах, соответствующие им композиции икон, которые в Православной Церкви существуют и поныне. Появляются большие монументальные росписи, целые исторические циклы, представляющие события Ветхого и Нового Завета.

После смерти Константина в 337 году империя делится на две части: Восточную и Западную провинции, обе управляемые из Константинополя.

В 361 году к власти приходит Юлиан Отступник, который занялся реставрацией язычества. Собственно, гонений на христиан не было, Христианская Церковь была терпима, но в то же время, все материальное имущество, переданное христианам Константином Великим, возвратилось язычникам. Христиане увольнялись со службы, лишались прав на высшее языческое (античное, эллинское) образование; христианские эмблемы со щитов и монет были удалены. Возможно, император замышлял кровавые гонения на христиан, но 26 июня 363 года он был убит в войне с персами.

С начала 60-х годов IV века центральным пунктом богословских рассуждений становится вопрос о Святом Духе, раскрытие учения о Троице. Итогом этих споров можно считать Александрийский Собор 362 года, заявивший, что все попытки заменить Никейский Символ другими формулами были неудачны. К этому времени среди христиан "созрело убеждение, что христианское образование нужно рассматривать, как восполнение и завершение античного... Начинается примирение интересов светской и богословской науки, представителем которой считался Ориген, с предметом веры, носителем которой почитался Афанасий (Великий)... Благодаря этому произошло примирение не только Александрийского и Малоазийского, но также западного и восточного направления" (М. Поснов "История Христианской Церкви", стр. 360). Синтез христианского богословия и античной философии осуществили великие Отцы Христианской Церкви Григорий Богослов, Василий Великий и Григорий Нисский. II Вселенский Собор был подготовлен этой богословской разработкой. В 380 году в восточных провинциях Римской империи появляется знаменитый эдикт, в котором объявляется Никейское исповедание единственно верным, обязательным для всех подданных. Только исповедывающий Никейский Символ Веры - истинный христианин, остальные - еретики.

В мае 381 года император Феодосий созывает в Константинополе II Вселенский собор. В его работе не участвовали представители западных провинций, хотя император оповещал их. Главными задачами Собора было утверждение Никейского Символа Веры и избрание епископа Константинополя, что и было сделано, а также, обсуждение богословского вопроса о том, как могли совершенный Бог и совершенный человек образовать единство. Именно этот вопрос будет исходным в работах последующих Вселенских Соборов.

Причиной III и IV Вселенского Соборов стало церковное богословское и политическое противостояние Александрийской и Константинопольской кафедр.

В 451 году, в Халкидоне, недалеко от столицы империи, Константинополя, состоялся IV Вселенский Собор, на котором был подтвержден Никейский и впервые зачитан Никео-Царьградский Символ Веры. Также был дан отпор ересям монофизитства и несторианства (здесь и далее: при упоминании о ересях ссылаемся на последнюю выставку цикла "Христианство - 2000": о заблуждениях и ересях и их преодолении Церковью, запланированную на декабрь 2000 года), и сформулировано новое вероопределение, провозгласившее Иисуса Христа познаваемого в двух природах - Божественной и человеческой, которые сочетаются неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Большие споры вызвало 28-е правило о первенстве Константинопольской кафедры, опротестованное римскими легатами. "Халкидонский Собор стал знамением пререкаемым. Более столетия церковная политика и внутренние отношения Церкви вращались около одного вопроса: принимать или не принимать Халкидонский собор?" (М. Поснов "История Христианской Церкви", стр. 423). В V - VI веках императоры почти насильственно были втянуты в эти споры, пытаясь их нередко решить сменой лиц на восточных кафедрах.

С начала V века Западная Римская Империя начинает подвергаться одно за другим нападениям германских племен. Папы Римские становятся единственными представителями власти, предотвращающими разграбления, выступая защитниками населения.

Император Юстиниан созывает в Константинополе V Вселенский Собор в 553 году, осудивший ереси монофизитства и оригиенизма. На открытии Юстиниан выразил свою верность бывшим Вселенским Соборам.

Начало VII века ознаменовано для Церкви внешними потрясениями. В 614 году персы берут Иерусалим и подчиняют себе всю Палестину, в 634 году мусульмане-арабы занимают Антиохию и Дамаск, в 641 - Александрию. Три из четырех патриархов Востока оказываются под властью мусульман. Век заканчивается разрушением Карфагена в 698 году, и почти полным уничтожением христианства в его области. На Западе арабы захватывают Испанию (717 г.) и проникают в Галлию, где их останавливает в 732 году король франков Карл Мартел. Т. о., большая часть христианского мира оказывается под властью мусульман. Во время своих походов против персов, император Ираклий освобождает Палестину, Сирию, Египет - территории распространения монофизитства. Желая мира на своей земле, император предпринимает попытки договориться с противниками Халкидона - монофизитский вопрос принимает новую богословскую плоскость: спор о действиях и воле Иисуса Христа (монофилитство). Ересь монофилитства заключается в утверждении, что у Христа была одна Божественная воля при двух природах. Но против этой формулы восстает патриарх Иерусалимский Сафроний из Дамаска, исповедуя Христа, познаваемого нераздельно в двух природах, и, следовательно, действующего "натурально по двум своим естествам".

В 680 году император Погонат обращается с приглашением к Папе Римскому прислать делегатов в Константинополь для мирного обсуждения спорных догматических вопросов, на VI Вселенский собор (681 г.), на котором было осуждено монофилитство и провозглашены в Иисусе Христе "две естественные воли и хотения, и два естественные действия - нераздельно, неизменно, неразлучно и неслиянно".

Пято-Шестой Вселенский Собор ("Трулльский") открылся 1 сентября 692 года в Константинополе. Он был так назван, потому что дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.). Решения Пято-Шестого Вселенского Собора об искусстве, передающим в образах материального мира Откровение мира Божественного, составили теоретическую основу богослужебного искусства. Этим Собором отмечен конец догматической борьбы Церкви за правильное исповедание двух природ, божественной и человеческой, в Лице Иисуса Христа.

В VIII веке среди христиан, живших в странах, подчиненных мусульманам, где преследовалось всякое изображение божества, возникает движение иконоборцев, потрясающее Церковь в течение целого века, и "разрушившее единство между Церковью небесной и Церковью земной" (М. Поснов "История Христианской Церкви", стр. 455). При череде сменяющихся императоров, гонению подвергаются все, кто защищал святые иконы. Множество православных монахов бежало на Запад, и искало убежища у римских епископов, стойко защищающих православную традицию. За годы гонений многие пострадали мученической смертью. Только в 780 году, с воцарением Константина VI, за которого правила его мать Ирина, гонения прекращаются. В 787 году императрица Ирина созывает VII Вселенский Собор, на котором были приняты догматы, установившие почитания икон, подготовленные Иоанном Дамаскиным. Но лишь в 842 году гонения прекращаются окончательно, после воцарения императрицы Феодоры, и 11 марта 743 года впервые было отпраздновано Торжество Православия.

Уже в конце VII века восточными церковными иерархами осуждаются некоторые обычаи и церковная практика в западных провинциях Империи. С другой стороны, значительно возрастают антивизантийские настроения в Риме с проведением иконоборческой политики императоров. Папа Гонорий III (731 - 741) осуждает вмешательство императоров в дело Церкви и осуждает ересь иконоборцев. Император в отместку папе конфискует папские владения в Южной Италии, бывшие, по существу, мостом между Востоком и Западом.

Отчуждение между Восточной и Западной церквями усугубилось неспособностью восточных императоров защитить западные провинции Империи от нашествий варваров. В следствие чего, римские папы обращаются к франкам. Пипин, король франков дарит папе в 875 году бывшие владения Византии в Италии. Это стало началом образования папского государства, и установило независимость пап от Византийской империи. А в 800 году папа Лев III (795 - 816) провозглашает короля франков Карла Великого императором Священной Римской империи, что было воспринято Византией как восстание против законного императора.

* * *

Более подробно об истории раскола Церкви на Западную и Восточную см. "Краткая предыстория разделения Церквей".

Историческое обозрение данной темы подготовлено на основе труда М.Э. Поснова "История Христианской Церкви (До разделения Церквей - 1054 года)". - Брюссель, 1964.

Сайт управляется системой uCoz