Статьи

Христос и основание Христианской Церкви.
Жизнь Церкви до официального признания (до 313 г.)

Накануне Рождества иудейская среда не была однородной, представляя бурлящий котел: садуккеи и ессеи, фарисеи и книжники, зелоты. Разные образ жизни и мысли, разные взгляды на Закон, его толкование и соблюдение, разное социальное положение. Но всех их объединяло одно: ожидание Мессии, Царя, который воссядет на престоле Давидовом в блеске и славе, возродит царство Израильское, и будет править всем миром. О Нем молились в Храме и дома, о сроках Его пришествия спорили, боясь Его пропустить, боясь другого принять за Него. А в это время уже начали исполняться пророчества: "скипетр отошел" от потомков Иуды в руки иноплеменника - идумейца Ирода Великого (37 - 4 гг. до н. э.), который не будучи иудеем ни по рождению, ни по убеждениям поощрял распространение греческих обычаев, платья, идей, литературы и искусства; украсил Иерусалим памятниками Августа и статуями, чья нагота смущала иудеев так же сильно, как обнаженные тела борцов на играх. Наконец, несмотря на протесты и страхи народа, решив, что храм, выстроенный пять веков назад Зоровавелем мал, построил более величественный, превосходящий по великолепию легендарный храм Соломона, который предстояло разрушить Титу. В его-то дни, "во дни Ирода, царя Иудейского", как сообщает нам евангелист Лука, в Вифлееме, согласно пророчествам, вдали от нескромных людских взоров и суеты, непостижимо для человеческого разума, не причинив боли Матери, и не нарушив ключей девства, родился Младенец - воплотившееся Слово (Ин.1:14), Спаситель мира.

Он пришел, чтобы дать людям, оторванным от Бога грехом, подчинившихся злу и смерти, узнать истинного Бога, Его любовь к миру, "ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16). Исполнив Закон, пройдя через очистительные обряды иудаизма, будучи чист; приняв крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи, будучи безгрешным; всей Своей земной жизнью Иисус Христос явил образ совершенного человека, в Его послушании и любви к Богу была Его власть и сила, которыми Он исцелял болезни, прощал грехи, воскрешал мертвых. Чувствуя одиночество на Своем пути (Мф.8:20), встречая непонимание со стороны Своих ближайших учеников, преданный на позорную смерть Своими соплеменниками, оставленный всеми, смиренно принял Он Свою чашу и Жизнь восторжествовала над Смертью. В Себе Самом явил Он Царство Божие, которое с Ним вошло в мир, и которое Он заповедал Своим ученикам, свидетелям Его жизни, смерти, воскресения и прославления. Как рассказывает нам книга Деяний, Христос обещал ученикам дать силу, чтобы они могли поведать о Нем людям и привести их в Его Царство (Деян.1:8). Это обещание было исполнено в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на Апостолов, и, исполненные Им, они заговорили на разных языках. Этот день можно считать началом Церкви, когда сбылось пророчество Иоиля, словами которого ответил ап. Петр на недоумение толпы: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию Духа Моего на всякую плоть" в преддверии "дня Господня, великого и славного", в который верил каждый правоверный иудей. "Это означало, что для христиан Мессия пришел, что все обещания, все ожидания Ветхого Завета исполнены и "мессианское царство" наступило. Это значило, что слава Господня, обещанная Иерусалиму, опустилась на него, и что в Церкви нашла свое завершение ветхозаветная история спасения" (прот. А. Шмеман Исторический путь Православия).

Для первого поколения христиан, почти целиком еврейского по рождению, первой и самоочевидной целью было приведение к Мессии своих братьев по крови, ибо Христос пришел "к погибшим овцам дома Израилева" (Мф.15:24). "Вам принадлежит обетование и детям вашим", - обратился ап. Петр к соплеменникам в своей первой речи. Да и Сам Христос заповедал ученикам начать проповедь о Нем с Иерусалима и Иудеи. В первые же дни, по рассказу Деяний, обращались действительно многие: "...и присоединились в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2:41). Первая Иерусалимская община не отделяла себя от иудейской традиции (установленные часы молитвы, предписания в пище), которая есть свидетельство истинности их веры ("Исследуйте Писания - они свидетельствуют обо Мне", - говорит Христос.).

Внешним толчком для распространения христианства вне иудейства послужил конфликт с иудейскими религиозными властями. Дважды, по свидетельству Деяний, члены Синедриона приказывали арестовать Апостолов и каждый раз отпускали. Вся их вина состояла в проповеди "имени Иисуса" и воскресении мертвых. Им нечего было возразить, христианская проповедь не противоречила Писанию Ветхого Завета, лишь свидетельствовала об исполнении закона и пророков. Только с помощью лжесвидетельства можно было добиться осуждения последователей Христа, отвержение которого - "беззаконие", отрывающее евреев от Спасителя. Об этом на суде Синедриона говорит Стефан, один из Семи помощников Апостолов. Вся ветхозаветная история в его речи предстает как постоянное сопротивление народа Израиля тем, кого им посылал Бог. " Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались вы" (Деян.7:32). С убийством Стефана начинается открытое гонение Церкви. Все, кроме Апостолов, рассказывает кн. Деяний, покидают Иерусалим, рассеиваются по разным местам Иудеи и Самарии, благовествуя Слово.

Одним из тех, кто одобрял убийство Стефана, был юноша Савл. Яростный преследователь христиан, терзающий Церковь в те дни, он испросил разрешения Синедриона продолжить преследования в Сирии, и на пути в Дамаск происходит с ним тот перелом, который, по его словам, был прямым обращением к нему Христа (Деян.9:4, 26:13). Правоверный еврей, родившийся в рассеянии в Тарсе Киликийском, сын фарисея и сам фарисей, унаследовавший от отца римское гражданство, страстно приверженный своему народу, получивший крайне консервативное религиозное образование в Иерусалиме "у ног Гамалиила", вождя и идеолога фарисейства, Павел (Савл) принимает крещение в Дамаске и начинает свое апостольское служение. До проповеди ап. Павла христианство уже утвердилось в главных центрах Римской Империи: в Антиохии, в Александрии, в Риме, но это было иудео-христианство. Апостол же Павел, римский гражданин не только "по бумагам", но и по мироощущению становится Апостолом Язычников, основывая целую сеть церквей в Малой Азии и Греции во время трех свои миссионерских путешествий (45 - 47гг., 50 - 53 гг. и 53 - 57 гг. по пути в Рим в качестве узника).

Согласно Церковной Истории Евсевия Кессарийского (н. IV в.) Апостолы разделили между собой всю обитаемую землю - "ойкумену" - для проповеди Благой Вести. Что же представляла собой "ойкумена" того времени? Двенадцати лет завоеваний Александра Македонского не хватило на осуществление его мечты - политической гегемонии Греции. На развалинах Империи возникли "эллинистические" государства его генералов, соперничество которых открыло дорогу Риму на восток. Но не победив политически, эллинизм победил культурно. Греческая культура становится объединяющей для всего средиземноморского бассейна и далее. "Огречивается" и сам Рим. После столетия войн воцаряется pax Romana, экономический расцвет, легкость путешествий способствует не только обмену товаров, но мыслей и книг. Постепенно символ этих благ Roma Augusta становится предметом поклонения. Но за внешним благополучием нарастает духовный кризис. Оказываются несостоятельны древние верования, на смену национально-бытовым богам города, рода, племени приходят скепсис и разочарование, волны восточных "мистерий" заливают Империю (культы Изиды, Кибеллы, Диониса), обещающих бессмертие и обновление, в них ищут спасения от страха, страданий, смерти. "Одна Империя, один мировой язык, одна культура, одно общее развитие в сторону монотеизма, и одна общая тоска по Спасителю", - так описывает Гарнак обстановку в момент начала распространения христианства.

В большой степени этому распространению способствовало еврейское рассеяние. Начавшаяся еще в Вавилонском Пленении за шесть столетий до описываемых событий и усилившаяся в после-македонскую "эллинистическую" эпоху еврейская эмиграция раскинула сеть своих кварталов по всем городам Империи, связанных через синагоги с главным религиозно-национальным центром иудеев - Иерусалимом. Входя в новый город, Апостолы могли быть уверены, что найдут в нем еврейское субботнее собрание, в котором смогут проповедовать Христа. Несмотря на бесчисленные религиозные запреты и в рассеянии продолжавшие отделять евреев от "нечистых", постоянное соприкосновение с эллинистической культурой не могло не иметь влияния на еврейскую среду. Евреи рассеяния в отличие от палестинских раввинов, замыкавшихся в мелочных толкованиях Закона, ощущали потребность объяснить свою веру внешнему миру. Этому вполне отвечал со стороны "язычников" усилившийся в ту эпоху интерес к Востоку. В III в. до Р. Х. в Александрии переведен на греческий язык Ветхий Завет (т. н. перевод 70-ти); еврей Филон Александрийский, современник Христа, пытается выразить в категориях греческой мысли веру своих отцов, на греческом языке пишет ап. Павел, в I веке записаны слова Евангелия, в "эллинских одеждах" будет воплощено богословие Церкви, человеческий ответ на Божественное Откровение. Немало было в среде евреев рассеяния язычников, принявших иудаизм. Именно из таких людей и состояли первые христианские общины: разных по крови, по социальному положению (не только "низы" общества: в послании к Римлянам ап. Павел упоминает Эраста, городского казнохранителя, в Афинах обращает члена Ареопага - Дионисия, в Фессалониках "из знатных женщин немало", позднее Плиний будет писать императору Траяну о множестве христиан разных сословий).

Чем жили первые христианские общины, что было тем новым, открывшемся во Христе? Новым было то общество, которое составляли христиане. "Экклесия" - Церковь. В общественно-политической жизни греко-римского мира этим словом обозначалось официальное собрание граждан по решению общественных дел. В Септуагинте (переводе 70-ти) этот термин приобретает религиозный смысл - собрание народа Божьего, избранного и призванного к Себе Самим Богом. Таким образом, уже первая христианская община осознала себя собранием перед лицом мира тех, кто призваны составить новый народ Божий, возвестить Его волю, исполнить Его дело. Вступление в это общество, в Церковь, осознается как новое рождение и совершается через крещение, понимаемое как уподобление смерти и воскресению Христову. "Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним", - пишет ап. Павел (Рим.6:4,8). "Ранняя Церковь живет опытом крещения: к нему призывает и ведет проповедь Евангелия, с ним связана литургическая жизнь общины, он будет содержанием первой христианской живописи, когда на стенах катакомб, в символах и аллегориях, христиане будут снова и снова свидетельствовать о потрясающей силе перерождения, пережитой ими в крещальной воде" (прот. А. Шмеман). И если в крещении начинается эта новая жизнь, то центром жизни общины становятся общие собрания - вечери любви - с "преломлением хлеба" в память о Тайной Вечере и "преломлении", совершенном Самим Христом в ночь накануне Своих страданий. Трапеза, на которой приноситься "евхаристия", т. е. благодарение Богу за жертву Христа, во время которой присутствующие разделяют между собой хлеб и вино, претворенные в Тело и Кровь Христовы (Мф. 26:26-28, Мк. 14:22-24, Лк. 22:19-20), становясь причастниками жизни Самого Христа: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин.6:56). Жизнь Церкви и ее членов в то время определяется Крещением и Евхаристией. И это не просто богослужения, это источник, содержание и вершина всего в Церкви, само сердце "первохристианства".

По мере распространения христианства, Церковь оформляется как вселенский союз поместных Церквей, соединенным единым Преданием, всеобщим - "кафолическим" - согласием и единством "апостольского преемства". Во главе каждой поместной Церкви стоит Епископ, поставленный Апостолами и их преемниками. Он совершает крещение, приносит Евхаристию, раздает Дары в собрании, учит в Духе, заботится обо всех и каждом в отдельности. Св. Игнатий Антиохийский в начале II века пишет: "На епископа нужно взирать как на самого Господа, ибо епископы, поставленные до концов вселенной, одно с Духом Иисуса Христа". Епископу в управлении Церковью помогают пресвитеры - "старейшие". Если епископов Св. Игнатий уподобляет Христу, то пресвитеров - апостолам. Первоначально церковь была городской общиной и христиане были собраны все вокруг епископа, то позднее с ростом числа верующих это стало невозможным, и городская община как бы выделила из себя сеть подчиненных ей приходов, где епископа заменили пресвитеры как полномочные представители. Вслед за епископами и пресвитерами следуют дьяконы - "служители". Они - "уши", "глаза", "руки" епископа, живая связь его с народом. На них забота о распределении даров, о помощи бедным, об организации агап - вечерей любви. Каждая поместная Церковь имеет всю полноту апостольской власти, является воплощением Христа в Церкви, и в то же время частью одного народа Божьего. В апостольскую эпоху центром христианской жизни была Иерусалимская община, недаром ее называют "Церковь мать". Именно на ее соборе решался спорный вопрос об условиях принятия язычников (часть христиан настаивала, что вступающие должны подвергаться обрезанию и исполнять иудейские предписания, а ап. Павел и его сторонники считали, что во Христе "нет уже Иудея, ни язычника", в Нем закон становится ненужным), решенный в пользу ап. Павла. Позже, с падением Иерусалима, такими "центрами" становятся на Востоке - Антиохия и Ефес, в Африке - Александрия, на Западе - Рим, обагренный кровью многих мучеников.

В 64 г. н. э. сгорает большая часть Рима. Народная молва обвиняет в поджоге самого императора. Нерон, отводя от себя подозрения, сваливает вину на христиан. Ночные собрания, таинственные обряды, совместные трапезы мужчин и женщин порождают чудовищные слухи: христиан обвиняют в блуде, кровосмесительстве, каннибализме, ритуальных убийствах. Гонение это было ограничено Римом и носило случайный характер, но с тех пор вплоть до Константина Великого жизнь Церкви измеряется кровью мучеников. В разные эпохи в зависимости от политических условий и от иных причин, их было то больше, то меньше. Но по-настоящему их цепь не прерывалась никогда. Конец I века ознаменован чехардой на троне, большими пожарами, гибелью Помпеи, эпидемией в Риме. Распространяется убеждение, что все эти бедствия обрушились из-за забвения и отрицания римских богов и все подданные Империи должны принести жертву богам и воскурить фимиам Гению Императора, признав его Господом. Начиная с ап. Павла, христиане утверждали свою лояльность к Риму, молясь за Императора, за родину, за власть. Но назвать Императора Господом и соблюсти даже внешнее поклонение идолам для них совершенно невозможно. "Бог соделал Господом Сего Иисуса", - говорит книга Деяний (2:36), и для христиан Он один Владыка мира. На это время падает смерть апостолов Петра и Павла в Риме, Иоанна Богослова на Востоке при Домициане и других христиан, претерпевших, по свидетельству римского историка Тацита, издевательства, растерзанных собаками, пошедших на ночную иллюминацию.

С началом II века наступает последний расцвет Рима, "век Антонинов". Христиане создадут легенду о посмертном спасении одного из них, Траяна, хотя именно он на запрос Плиния Младшего, губернатора отдаленной провинции, о том как поступать с христианами, отвечает, что хотя специально разыскивать их не стоит, сама принадлежность к христианству уже является преступлением, за которое нужно казнить. В его правление принял смерть Св. Игнатий Антиохийский, лучше всех выразивший суть мученичества за Христа. Состоятельные христиане в Риме, при возможности, подкупали стражников и вызволяли мучеников из темниц. Зная об этом, Св. Игнатий пишет друзьям по пути на казнь в Рим: "Оставьте меня быть пищею зверей, и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым... Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечения членов, сокрушения всего тела, лютые муки дьявола придут на меня - только бы достигнуть мне Христа... Пустите меня к чистому свету: явившись туда буду человеком Божиим. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего. Кто сам имеет Его в себе, тот пусть поймет чего желаю..."

В это же время принимает смерть Симеон Иерусалимский, при Адриане - Телесфор Римский, при Антонине Пие вспыхивает восстание в Смирне, о чем мы узнаем из "Мученичества Поликарпа", при Марке Аврелии погибает Иустин Философ, а голод, наводнение, чума и война, обрушиваясь на царство, восстанавливает языческое население против христиан в Виенне и Лионе.

После смерти Марка Аврелия (185г.) и до сер. III века гонения несколько затухают, хотя цепь мучеников не прерывается в эти годы. Септимий Север запрещает всякий христианский прозелитизм, многие принимают мученическую смерть в Карфагене, в том числе молодая мать Перпетуя, чей рассказ о последних днях в темнице дошел до нас. Но все-таки положение улучшается. Племянница Септимия Севера Юлия Маммея приглашает к себе во дворец христианского философа Оригена, чтобы послушать его, позже император Александр Север ставит в своей молельне статую Христа, а императора Филиппа Аравийца бл. Иероним называет первым христианским императором: будто бы тот тайно принял крещение. Христианство выходит из потемок. К концу I века уже написаны Евангелия, оформляется канон Нового Завета, в хождении также апокрифическая литература, не вошедшая в канон. Пишутся "апологии" - защитительные речи, в которых образованные христиане доказывают ложность обвинений против Церкви, показывают истинность своей веры (Иустин Философ, Тертуллиан). Эллинизм пытается критиковать христианство в лице Цельса, доводы которого опровергает Ориген. Границы Церкви растут, она представляет собой стройную организацию, занимается благотворительностью, имеет свои кладбища, собирается на поместные соборы, преодолевает внутренние соблазны и ереси. Успело вырасти целое поколение христиан, не знавших массового кровопролития за веру. Поэтому таким страшным ударом для Церкви было гонение Деция (249 - 251 гг.), издавшего эдикт об обязательном искупительном поклонении римским богам, что неизбежно привело к столкновению с христианством. Среди мучеников епископы Фавиан Римский, Александр Иерусалимский, Вавила Антиохийский. Но больше всего Церковь потрясло массовое отступничество. "Страх поразил всех, - писал епископ Дионисий Александрийский, - многие и не из маловажных явились сразу, одни, уступая страху, другие, будучи чиновниками, - по обязанности службы, третьи, увлекаемые окружением. Гонение быстро стихло. Но через шесть лет, при Валериане, казнен Папа Сикст II с четырьмя дьяконами, месяц спустя обезглавлен епископ Карфагена - Киприан, сожжен заживо епископ Таррагоны.

В 261 году Галлиен обнародовал первый эдикт о веротерпимости, признав христианство разрешенной религией и приказывая вернуть имущество, отнятое у христиан. В конце III века волны германцев с севера, готов и персов с востока заливают Империю, и церковные "мартирологи" пополняются. Ярко вспыхивает гонение при Диоклетиане, которое Церковь переносит с величайшим, последним напряжением буквально накануне обращения Константина. Оно продлилось восемь лет, и от него до нас дошло самое большое количество имен мучеников.

После отречения Диоклетиана в Империи начинается полная неразбериха, итогом которой становится сражение 312 года между Максенцием и Константином у Красных Скал близ Рима, перед которым происходит обращение Константина. По рассказу Евсевия Кессарийского, накануне битвы он увидел в небе огненный крест с надписью "Сим победиши" и слышал голос, повелевающий ему начертать на солдатских щитах букву Х, через которую проходит закругляющаяся к верху черта, - символ Христа. Проснувшись, Константин сделал, как ему было велено. Битва была выиграна, и он вступил в Рим, а в 313 году выпустил знаменитый Миланский Эдикт, провозглашавший свободу христиан.

"Христиане, притесняемые чередой императоров, переносящие все суды с яростным упорством, мирно расширяющие свои ряды, сопротивляющиеся мечу словом, зверству надеждой, в конце концов преодолевают могущественнейшее государство из всех, что знала история. Цезарь и Христос встретились на арене амфитеатра, и Христос одержал верх" (В. Дюрант).

Сайт управляется системой uCoz